Обмен учебными материалами


Министерством общего и профессионального образования РФ 5 страница



приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме

(например, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоя-

тельно принимать пищу и т.п. детей, страдающих аутизмом и не-

которыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора-

жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном

для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии де-

фектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в

доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использо-

вание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей

учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка

учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего

мира при помощи осязания и слуха.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это

способность человека активно взаимодействовать с социальной

средой и использовать ее потенциал для собственного развития.

Для этого необходимо развитие социально значимых способно-

стей или, как говорил Адлер, <центрация на полезной стороне

жизни>, что ведет к формированию чувства собственной ценно-

сти.

В связи с этим, необходима специальная работа по переориен-

тации отношения человека к своей судьбе. Это становится реаль-

ным, если у него формируются определенные социальные уста-

новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру-

жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений

как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль мо-

жет сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком

спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных

целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания ста-

новится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них

зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспита-

телями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале

включает в себя коррекцию личностных свойств, установок, цен-

ностных ориентаций ряда категорий правонарушителей и адапта-

цию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди

правонарушителей немало ребят с различными дефектами и от-

клонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь

при сочетании медицинских, психологических и педагогических

мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в

том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения

детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различ-

ных сферах социальной практики. Так, в последнее десятилетие

развернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спор-

тивные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т.д.

(вплоть до международного уровня). Все это способствует их

социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно от-

метить в социальной практике развитых стран и по отношению

к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий

социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее

время в наиболее экономически развитых странах помощь тем

или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в

обществе дополняется законодательными и экономическими

мерами по приспособлению среды обитания к особенностям

этих людей. Наиболее яркий пример - законы, принятые в ряде

штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабо-

чих мест для инвалидов, требующие строительства жилья, обще-

ственных зданий таким образом, чтобы они были доступны для

инвалидов-колясочников, создание специально приспособлен-

ных для этой категории людей общественных средств транспор-

Загрузка...

та и т.д. (кстати, аналогичные решения приняты в 1993 г. в Мо-

скве).

Однако, если иметь в виду само социальное явление в целом -

наличие в любом обществе многообразных типов людей - жертв

неблагоприятных условий социализации, то, что делается в соци-

альной практике, как правило, не имеет системного характера.

Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них можно

считать отсутствие специальной отрасли знания, ориентирован-

ной на исследование и решение проблем, характерных как для

жертв неблагоприятных условий социализации в целом, так и

специфических - для каждого типа жертв в отдельности.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime -

жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания,

Социально-педагоги- составная часть в социальную

ческая виктимология оУ изучающая различные категории

людей - реальных или потенциальных

жертв неблагоприятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию

можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междис-

циплинарном уровне изучается развитие людей с физическими,

психическими, социальными и личностными дефектами и откло-

нениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, пра-

вовой, социально-психологический) в условиях конкретного об-

щества предопределяет или создает предпосылки для неравенства,

дефицит возможностей для и (или) физиче-

ского, эмоционального, психического, культурного, социального

развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специ-

альные принципы, цели, содержание, формы и методы профилак-

тики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств,

вследствие которых человек становится жертвой неблагоприят-

ных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, бу-

дучи составной частью социальной педагогики, решает опреде-

ленный круг задач:

во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с фи-

зическими, психическими, социальными отклонениями, разра-

батывает общие и специфические принципы, цели, содержание,

формы и методы работы по профилактике, минимизации, ни-

велированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

во-вторых, изучая виктимогенные факторны и опасности про-

цесса социализации, определяет возможности общества, госу-

дарства, институтов и агентов социализации по минимизации.

компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в

зависимости от его пола, возраста и др. характеристик;

в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного воз-

раста, сензитивность людей того или иного пола, возраста,

типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям,

вырабатывает социальные и психолого-педагогические реко-

мендации по профилактике превращения виктимных лично-

стей в жертв социализации;

в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет при-

чины восприятия им себя жертвой социализации, определяет

прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания

помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприят-

ных условий социализации?

2. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

3. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв не-

благоприятных условий социализации.

4. Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и

в конкретном микросоциуме.

5. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации чело-

века?

6. В чем сущность коррекционного воспитания и каковы его возможности

(на примере конкретного типа жертв)?

7. Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках соци-

ально-педагогической виктимологии.

Темы для углубленного изучения

1. Тема человека-жертвы в русской литературе.

2. Человек-конформист в современной западной и отечественной литера-

туре.

3. Проблема мигрантов в современном мире.

4. Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема че-

ловека - жертвы неблагоприятных условий социализации.

Литература для самостоятельной работы

\.Авдуевская Е.П., Волович А.С. Вверх по лестнице, ведущей вниз // Ма-

гистр. -1992. - Окт.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1997.

3. Волкова Г.А. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. ~

М" 1994.

4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.

5. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1994.

6. Иващенко Г.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в

специальных учреждениях. - М., 1996.

7. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. -Свердловск, 1988.

8. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального

риска. - Челябинск, 1995.

9. Куликов В.В. Педагогическая антропология.-Свердловск, 1988.

10. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 188-208.

11. Тарабрина Н.В" Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессо-

вых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический жур-

мал. -1992. -Т. 13, №2. -C.I 4-30.

ГЛАВА XI

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ

Существуют различные определения социальной педагогики.

<Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрываю-

Определение объ- щая социальную функцию общей педагогики

рктиппмрт гпни исследующая воспитательный процесс во

нойаг возрастных группах> (Х.Мискес, Гер-

мания).

<Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой

адаптации к социальной системе, противостоянии негативным

отклонениям от норм поведения> (Е.Молленхауер, Германия).

<Социальная педагогика - это наука о воспитательных влия-

ниях социальной среды> (В.Д.Семенов, Россия).

Предложенные в настоящем пособии понимание воспитания

как части социализации и выделение в социальной практике со-

циального воспитания как одного из четырех видов воспитания

(наряду с семейным, религиозным и коррекционным), позволяет

дать иное определение социальной педагогики и ее предмета.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая соци-

альное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех

возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое

как в организациях специально для этого созданных, так и в органи-

зациях, для которых воспитание не является основной функцией

(предприятия, воинские части и др.).

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее

предметом исследования воспитательных сил общества и спосо-

бов их актуализации, путей интеграции возможностей общест-

венных, государственных и частных организаций в целях создания

условий для развития и позитивной самореализации человека.

Разделы соииаль- Социальная педагогика как отрасль знания

ной педагогики представляет собой совокупность разделов, в

каждом из которых исследуются специфиче-

ские проблемы. Полученные в этих разделах знания в синтезе по-

зволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из

; видов социальной практики и выработать определенные подходы

; и рекомендации по его совершенствованию.

1 Философия социального воспитания разрабатывается на стыке

философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматрива-

ются фундаментальные методологические и мировоззренческие

вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального

воспитания и его задач; на основе определенного понимания об-

раза человека разрабатываются общие подходы к соотношению

развития, социализации и воспитания; определяются ценности и

принципы социального воспитания и т.д. Варианты ответов на

названные вопросы предложены в соответствующих разделах

! настоящего пособия (например, о социализации и человеке как ее

объекте, субъекте и жертве, о принципах воспитания и в др.).

Социология социального воспитания исследует социализацию

как контекст социального воспитания и социальное воспитание

1 как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о

1 социализации и ее факторах). Полученные знания создают воз-

можность поиска путей и способов использования их воспита-

тельных потенций, нивелирования отрицательных и усиления

1 положительных влияний на развитие человека в процессе социа-

лизации. А в целом, знания, полученные социологией социально-

го воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции

воспитательных сил общества (они нашли отражение в разделах о

1 государственной, региональной и муниципальной системах вос-

питания и в некоторых других).

1 Социально-педагогическая виктимология исследует те катего-

рии людей, которые стали или могут стать жертвами неблагопри-

-ягных условий социализации, в ней определяются направления

: социальной и педагогической помощи им (о чем шла речь в раз-

деле об издержках социализации).

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогно-

рирует функционирование социального воспитания. Исходя из

1 положений философии социального воспитания, учитывая дан-

ные социологии социального воспитания и социально-

педагогической виктимологии, теория социального воспитания,

например, исследует: что представляют собой индивидуальные,

групповые и социальные субъекты социального воспитания и как

.они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельно-

сти воспитательных организаций; содержание и характер индиви-

1дуальной помощи человеку и т.д. (об этом шла речь в соответст-

вующих разделах пособия).

1 Психология социального воспитания на основе социально-

психологических характеристик групп и человека, их особенно-

стей на различных возрастных этапах, выявляет психологические

условия эффективности взаимодействия субъектов социального

воспитания (в пособии эти данные использованы в разделах об

организации взаимодействия, о самоорганизации и в ряде др.).

Методика социального воспитания отбирает из практики и кон-

струирует новые способы целесообразной организации социаль-

ного воспитания (об этом идет речь в седьмой главе пособия).

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с

одной стороны, потребности общества в определенном качестве

, а с другой - экономические ресурсы

общества, которые могут быть использованы для организации

социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматри-

ваются вопросы управления социальным воспитанием (вопросы

управления рассматриваются в разделах пособия, посвященных

системам воспитания различного уровня).

Социальная педа- предложенных в настоящем пособии под-

гогика как интегра- Д определению социальной педагогики,

тивная отрасль объекта, предмета и разделов автор исходит

знания го, что в XX столетии педагогика в целом

объективно стала отраслью интегративного

знания (на что в 60-е г. обращал внимание коллег Х.И.Лийметс).

Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное

развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психо-

логия (в частности возрастная и социальная), этнология, социоло-

гия и многие другие, данные которых существенно расширили

представления об объективных процессах и закономерностях раз-

вития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо-

жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь

интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-

и обществознания. А с другой - трактуя под своим углом зрения и

широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педа- Разрабатывая свой круг проблем, социаль-

гогика и другие " педагогике необходимо широко опи-

отрасли педагогиче- Рыться на историю педагогики (изучающую

скто знания развитие педагогических идей и теорий),

историю воспитания (в ней идет речь о том,

как складывалась практика воспитания на различных этапах раз-

вития человечества в целом и в отдельных странах, обществах,

государствах, в частности), сравнительную педагогику (изучаю-

щую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на

современном этапе), дидаскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле-

довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной,

конфессиональными и коррекционной педагогиками.

Социальная педа-

гогика и другие

отрасли человеке-

и обществознания

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями

педагогического знания, сферой применения которых являются

воспитательные организации различного типа. Имеются в виду

дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес-

сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз-

личного типа, педагогика детских и юношеских организаций,

клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, про-

изводственная педагогика, педагогика временных объединений,

педагогика социальной работы и др.

Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше слу-

чаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим

основанием, требующим конкретизации в связи с теми функция-

ми, которые присущи той или иной воспитательной организации

(например, философия школьного воспитания имеет некоторые

отличия от философии военного воспитания, а методика соци-

ального воспитания в средней школе существенно отличается от

методики профессионального воспитания и т.д.).

Философия и социальная педагогика. Филосо-

фия ставит коренные вопросы человеческого

бытия и, пытаясь дать на них ответы, выра-

батывает обобщенную систему взглядов на

мир и место в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел - философия со-

циального воспитания, исследуя свои проблемы, с большей или

меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов

на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна-

ружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие зако-

ны развития моральных представлений и отношений, а также ре-

гулируемые ими формы морального сознания людей и их мораль-

ную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро-

ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз-

рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност-

ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме-

тодики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за-

кономерностях становления, функционирования и развития об-

щества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему со-

циализации, использует данные ряда отраслей социологическо-

го знания: социологии возраста, социологии города и деревни,

социологии досуга, социологии массовой коммуникации, со-

циологии молодежи, социологии морали, социологии образова-

ния, социологии преступности, социологии религии, социологии

семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи-

тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со-

циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осу-

ществляется воспитание, анализ особенностей, свойственных раз-

личным регионам и типам поселений, ценностных ориентаций от-

дельных возрастных и социально-профессиональных групп населе-

ния.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика Этногра-

фия изучает бытовые и культурные особенности народов. Этноп-

сихология - отрасль знания, изучающая этнические особенности

психики людей, национальный характер, закономерности форми-

рования и функции национального самосознания, этнических

стереотипов и т.д.

Социология и психология социального воспитания используют

данные об этнических особенностях возрастной периодизации

жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение

людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической

специфике и закономерностях социализации и воспитания; о ка-

ноне человека в различных этносах и т.д.

Разрабатывая теорию социального воспитания принимаются в

расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен-

ности необходимо учитывать при определении конкретных задач

и содержания воспитания, при построении системы и особенно в

конструировании форм и методов социального воспитания. При

этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп-

равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи-

тания способы воспитания и использовать их в системе социаль-

ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет

смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси-

фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни-

ческие особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.

Социальная психология изучает закономерности поведения и дея-

тельности людей, обусловленные фактом их включения в соци-

альные группы, а также психологические характеристики самих

этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенно-

сти и динамику психики человека, а также возрастные факторы

развития личности.

Социальная педагогика использует данные социальной и воз-

растной психологий, исследуя проблемы социализации и виктимо-

логии, разрабатывая психологию и методику социального воспи-

тания.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками

весьма различна. Данные социальной психологии и в определен-

ной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в

том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного разви-

тия. В то же время этнографические и этнопсихологические дан-

ные практически до сих пор остаются невостребованными. Такое

положение объясняется как недостаточным развитием социально-

педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках

далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о

которых могли бы быть использованы в социально-педагоги-

ческих концепциях.

Использование в социальной педагогике идей и данных дру-

гих наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве

предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заим-

ствованные идеи и данные не всегда для нужд со-

циальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синте-

зированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых,

некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой

фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к

социально-педагогическим нуждам. И, наконец, в-третьих, не-

редко бывает, что социальная педагогика оперирует конкрет-

ными данными или идеями других наук, которые на самом деле

уже устарели.

ФУНКЦИИ Социальная педагогика как отрасль зна-

социальной педа- " обладает рядом функций: теоретико-

гогики познавательной, прикладной и гуманисти-

ческой.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что со-

циальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стре-

мится составить наиболее полную картину изучаемых ею процес-

сов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их,

вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, вы-

явлением условий эффективного совершенствования социаль-

но-педагогического влияния на процесс социализации в органи-

зационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспек-

тах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей со-

вершенствования социально-педагогических процессов, создаю-

щих благоприятные условия для развития личности и ее самореа-

лизации.

Функции социальной педагогики как интегративной отрасли

знания реализуются в более полной мере, если в исследовании ее

предмета применяется принцип дополнительности.

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский

физик Нильс Бор в связи в необходимостью интерпретации кванто-

вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре-

чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в раз-

личных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло-

гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил

В.Д.Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного

подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже ско-

рее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо

позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотре-

нии довольно большого круга проблем. Его применение предпола-

гает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо-

полняющих процессов - природного, культурного, социально-

го и др., которые определяют характер, содержание и ре-

зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий-

ного, частично направляемого, относительно социально кон-

тролируемого процессов развития человека, а также его са-

моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа-

лизации различного уровня: мега - космос, планета, мир;

мокро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги-

он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе-

ления; микро - семья, группы сверстников, воспитательные,

религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одного из социальных ин-

ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо-

полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи-

озное, коррекционное), системы воспитания различного уров-

ня (государственную, региональные, муниципальные, локаль-

ные), и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности

взаимодополняющих процессов (например, организации со-

циального опыта, образования, индивидуальной помощи),

создающих условия для развития природных задатков и ду-

ховно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-

ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и

противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная